Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Начинается все с малого, например, с обидного прозвища». Как уберечь ребенка от школьного буллинга?

Дата: 24 ноября 2022 в 21:20
Автор: Седова И. С.
88 просмотров

Унижения, побои, вымогательство, запугивание – все это проявления буллинга. Как справиться с проблемой и защитить от нее своего ребенка, «Вечерний Бобруйск» узнал у Светланы Яковлевой, социального педагога одного из бобруйских колледжей.

Начало нового учебного года, увы, нельзя назвать спокойным. 6 сентября в Бресте за травлю однокурсницы (еще в мае этого года) трех несовершеннолетних девушек приговорили к 1,5 годам ограничения свободы без направления в исправучреждение. Издевательства над потерпевшей девочкой подружки записали на видео и выложили в соцсети.

А уже в конце сентября стало известно об аналогичном случае в Гродно, где несколько учащихся колледжа избили одногруппника и также сняли это на видео. На хулиганов заведено уголовное дело, а сами подростки отправлены до суда в ИВС.

Для предотвращения подобных случаев в учебных заведениях страны проводятся информационные часы и беседы на тему буллинга. Но достаточно ли этих бесед?

«Хулиганы были и в нашем детстве, и в детстве наших родителей»

– То, что сейчас мы называем буллингом (буллинг – от англ. bullying, запугивание – прим. авт.), раньше именовалось травлей, – уточняет Светлана Евгеньевна. – Это явление существовало всегда в любом относительно закрытом обществе: армейское подразделение, элитная школа, пионерский лагерь.

По словам Светланы Яковлевой, от родителей и педагогов она часто слышит, что якобы эта проблема пришла к нам с Запада, под влиянием социальных сетей. И именно в погоне за «лайками» подростки начали снимать издевательства над сверстниками на телефон.

– Разумеется, это не так, – считает социальный педагог. – Многие смотрели проникновенный и, на то время, шокирующий фильм Ролана Быкова «Чучело». Он о самой настоящей травле новенькой девочки в классе. А ведь фильм снят в 1983 году.

Специалист приводит еще пример: книга Стивена Кинга «Керри» о затравленной одноклассниками девушке. Этот культовый сюжет, заявляет педагог, актуален и сегодня, а ведь книга написана вообще в 1974-м.

– Хулиганы были и в нашем детстве, и в детстве наших родителей и так далее. Однако сегодня изменился подход к проблеме, – говорит Светлана Евгеньевна. – Детям стали объяснять, что они не должны терпеть издевательства, а социально-педагогические службы в учебных заведениях имеют четкий алгоритм действий в подобных ситуациях.

«Заметить, что ребенка буллят в школе, бывает непросто»

По словам собеседницы, гаджеты и социальные сети позволили обществу разглядеть проблему «во всей красе» и ужаснуться ее масштабам. Они лишь фиксируют жестокость и выводят факт буллинга за пределы коллектива. С одной стороны, жертва страдает от этого, с другой, появляется возможность увидеть проблему и разобраться с ней.

<blockquote>

– Ситуация ведь осложняется тем, что дети и подростки часто не говорят о травле до тех пор, пока не случится срыв. Как это произошло с девочкой в брестском колледже. А заметить признаки того, что ребенка буллят в коллективе, бывает очень непросто.

</blockquote>

В любом случае, поясняет социальный педагог, родители должны быть чуткими к изменениям в настроении ребенка. Такие перемены в поведении, как:

  • замкнутость,
  • отстраненность или, наоборот, вспышки агрессии,
  • плаксивость,
  • нежелание идти на учебу,
  • ухудшение успеваемости,
  • ночные кошмары,

могут свидетельствовать не только о буллинге, но и о других проблемах в жизни ребенка. Для родителей главное – помнить, что каждый из этих тревожных звоночков является поводом для откровенного разговора.

<blockquote>

– Семье также стоит встревожиться, если у ребенка нет друзей, он сбегает с уроков, у него «теряются» или часто портятся и пачкаются вещи, – акцентирует внимание Светлана Яковлева.

</blockquote>

Российский психотерапевт, активистка, исследовательница психологии насилия и терапии травмы Зара Арутюнян приводит в издании «Педсовет» такую статистику за 2019 год.

«Начинается с малого»

Травля, по словам специалиста – это не только прилюдные избиения на камеру.

– Начинается все с малого, например, ребенку дают неприятное или унизительное прозвище, которое он под давлением коллектива либо принимает (смиряется), либо игнорирует.

Затем игнорировать и избегать начинают уже его: не хотят сидеть за одной партой, не отвечают на вопросы, мешают общим гулом и издевками отвечать у доски и тому подобное.

<blockquote>

– Если не предпринять решительных действий на этом этапе, то дальше идет нарушение физических границ: толчок, подножка, плевок, отбирание личных вещей, порча одежды, рюкзака и т.д. В некоторых случаях – вымогательство.

</blockquote>

Если буллер не встречает отпора от наблюдающих (остального коллектива) и жертвы, то дело быстро доходит до побоев и унижений. Например, девочку из брестского колледжа заставляли извиняться за какие-то поступки и слова на коленях.

«Ломает других тот, кто сломлен сам»

Необходимо помнить, подчеркивает Светлана Яковлева, что сами обидчики (буллеры) – это, чаще всего, глубоко травмированные дети, которые за счет унижения более уязвимых ребят пытаются почувствовать себя лучше, нивелировать собственную психоэмоциональную ущербность.

<blockquote>

– Ломает других тот, кто сломлен сам. И здесь мы часто имеем дело с недостатком любви и поддержки в семье, либо с насилием и гиперконтролем, асоциальным поведением родителей, а порой, и вовсе отсутствием контроля и четких границ, – говорит специалист. – А это уже поле деятельности психолога.

</blockquote>

Когда подобные случаи вскрываются, убеждена педагог, помимо наказания, с агрессором должна проводиться не меньшая работа, чем с жертвой буллинга. Только так, считает Светлана Евгеньевна, можно понять, что толкнуло ребенка на путь насилия, и помочь ему справиться с собственными травмами.

Уверенность в поддержке близких и «нулевая толерантность»

– Хуже всего, что многие жертвы буллинга настолько боятся оказаться в полной изоляции, что начинают подыгрывать своим угнетателям, – говорит собеседница. – Нуждаясь в общении, они принимают нездоровые и пагубные отношения как суррогат дружбы. Порой, такие ребята, стараясь не обострять ситуацию, пытаются угодить буллеру и даже его выгораживают.

Ключевое значение в защите ребенка от буллинга играют четыре фактора, считает социальный педагог. И первый из них – это безоговорочная поддержка родителей.

<blockquote>

– Ребенок должен знать, что к своей семье он может прийти с любой бедой и получить поддержку, а не нотации или осуждение. Эту банальную истину, как показывает мой профессиональный опыт, понимают далеко не все родители.

</blockquote>

Часто, говорит собеседница, дома бытуют установки, что ябедничать нельзя, нужно со своими проблемами справляться самому. Да и какие проблемы вообще могут быть у ребенка? Вместо того, чтобы поддержать и помочь разобраться, некоторые родители либо игнорируют, либо очертя голову мчатся защищать, скандалить и наказывать буллера.

– От подобных импульсивных действий жизнь ребенка только усложняется, а статус слабой, не способной к самозащите жертвы, закрепляется, – считает педагог.

Еще хуже, если родные дают ребенку установку: сам виноват. Фразы, вроде: «у тебя нет друзей, потому что ты плохо учишься», «тебя обижают, потому что ты хилый, спортом займись» и прочие в том же духе, укрепляют в ребенке уверенность, что он сам виноват в травле и заслуживает такого отношения.

<blockquote>

– Иногда родители прямо заявляют, что не хотят растить «неженку», и в конфликте ребенок должен сам за себя постоять, – рассказывает Светлана Евгеньевна. – Но ведь буллинг – это не конфликт, где у каждого свой интерес. Буллинг – это травля ради травли, где цель – получение удовлетворения от чужих страданий.

</blockquote>

Следующий фактор в борьбе с буллингом, говорит наша собеседница, это «нулевая толерантность» в учебных заведениях.

– Этот термин пришел из криминологии, – объясняет Светлана Яковлева. – Он предполагает пресечение даже самых малейших проявлений буллинга: от обидных прозвищ до демонстративного игнорирования. Никакого замалчивания и укрывательства фактов травли здесь быть не может. И за каждым следует наказание.

Третий, очень важный, фактор искоренения буллинга – воспитание в детях с самого раннего возраста чувства собственного достоинства и уважения к достоинству окружающих.

<blockquote>

– Эта же линия должна неукоснительно соблюдаться самими родителями и всеми специалистами, работающими с детьми и подростками, – говорит Светлана Яковлева. – Педагог должен быть примером уважения к себе и другим. Тогда, даже если буллер появится в группе детей, то вместо поддержки наблюдателей он получит всеобщее неодобрение, а намеченная жертва – коллективную защиту.

</blockquote>

Четвертый фактор – это просвещение и профилактика.

– Педагоги и ребята тоже должны знать, как распознать буллера, как ему отвечать, куда идти за помощью, что делать, если при тебе происходит травля, – рассуждает социальный педагог. – И узнавать это нужно не из брошюр или лекций, а на тренингах с привлечением различных специалистов, где можно проработать каждую ситуацию с разных сторон.

Что делать родителям, если ребенок стал объектом травли?

Идеальный алгоритм, по словам нашей собеседницы, таков:

  1. Сначала ребенок, получив поддержку родителей, пытается урегулировать ситуацию с обидчиком сам. Порой, особенно в начальной школе, буллер может не осознавать, что поступает плохо, если у него в семье пинки, подзатыльники и оскорбления в порядке вещей. Если ему спокойно и уверенно объяснить, что так нельзя, то есть вероятность, что ребенок прекратит.
  2. Если травля продолжается, то жертва буллинга веско сообщает угнетателю: «Будешь продолжать – я расскажу педагогу». Иногда это срабатывает, если у буллера нет широкой поддержки в коллективе.
  3. Родители идут к педагогу.
  4. Родители встречаются с семьей обидчика при посредничестве незаинтересованного лица, лучше всего – психолога.
  5. Работу с жертвой и буллером начинает социально-психологическая служба учебного заведения, если необходимо, то при участии других специалистов.
  6. Параллельно, с «наблюдателями», которые поддерживали или игнорировали буллинг, тоже работают специалисты.
  7. Если после всех предпринятых усилий ребенок продолжает чувствовать внутренний дискомфорт при общении с одноклассниками/одногруппниками, необходимо дать ему возможность перевестись в другой класс/группу или даже учебное заведение.
<blockquote>

– К сожалению, – констатирует Светлана Яковлева, – такую схему не всегда можно реализовать на практике. Но к этому необходимо стремиться, чтобы защитить наших детей и помочь им выйти из травли без травм.

</blockquote>

Источник Новости Гродно - то, что надо знать каждому гродненцу (newgrodno.by)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.