Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В Беларуси впервые издано пособие для педагогов по актуальным вопросам обеспечения информационной безопасности

Дата: 29 декабря 2021 в 20:23, Обновлено 3 января 2022 в 19:22
Автор: Седова И. С.
263 просмотра

Издательским центром Национального института образования издано пособие «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности». Пособие адресовано педагогам учреждений общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального образования.

Среди авторов пособия – ученые и практики в сфере национальной безопасности, юриспруденции, информационного права, педагогики. Авторским коллективом обстоятельно разъяснены концептуальные основы информационной безопасности, вопросы правового регулирования в этой сфере, современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков и вызовов, меры общественного контроля в сети Интернет. Проведен комплексный анализ зарубежного передового опыта, в том числе с точки зрения его применения в белорусских реалиях.

Одна из важных задач, стоявших перед авторами пособия, – повышение информационной грамотности и культуры населения, в первую очередь подрастающего поколения, которое зачастую остается наедине со всевозможными деструктивными медиаресурсами, не подозревая об опасностях, подстерегающих в виртуальном пространстве. Прежде всего в так называемом теневом интернете – даркнете.

В пособии также подробно раскрываются механизмы манипулирования общественным сознанием, распространения фейков антигосударственной направленности.

В связи с этим в издании особое внимание уделено безопасности учащихся, умению грамотно пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать, анализировать полученные сведения и, выделяя главное, превращать их в собственное знание.

В современных условиях Интернет стал новой коммуникационной средой, влияющей на мировоззрение и поведение ребенка. Современные подростки все больше времени проводят во Всемирной паутине: общаются в социальных сетях, играют, готовят домашнее задание. Они совсем иначе смотрят на организацию досуга. Часто доводится слышать, что нынешние дети уже рождаются с умением пользоваться компьютером. С одной стороны, это хорошо – виртуальный мир оказался, по сути, главным источником информации. С другой стороны, виртуальная реальность таит в себе множество опасностей для несовершеннолетних, которые наиболее подвержены влиянию опасного контента и могут стать легкой мишенью для злоумышленников. Поэтому актуальной задачей образования становится формирование у учащихся умений пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать, анализировать полученные сведения и, выделяя главное, превращать их в собственное знание.

В пособии представлены теоретические и практические аспекты проблемы информационной безопасности, формирования ответственного и безопасного поведения обучающихся в сети Интернет. Рассмотрены и даны определения понятий «информационная грамотность», «медиаграмотность», «информационный иммунитет», «медиа», «медиатекст»; представлена классификация интернет-угроз; описана роль социальных медиа в современном общении, методы работы с медиаинформацией. В пособии описаны условия формирования информационной культуры обучающихся, а также организационно-педагогические условия создания информационной воспитывающей среды, ее структура.

Важным также представляется содержание раздела «Умение работать с информацией в сети Интернет», в котором представлены этапы работы с информацией (медиатекстами). Деятельность учащихся по работе с медиатекстами может быть организована не только в рамках урочной деятельности, но и внеклассной. В этом случае она направлена на решение воспитательных задач: формирование творческого мышления, коммуникативных умений, развитие художественного вкуса и эмоциональной сферы личности. Умение работать с информацией (медиатекстами) является основой безопасного поведения учащихся в сети Интернет, а также одним из важных условий развития у них информационной культуры.

Педагогам предлагаются эффективные формы работы с учащимися и родителями по профилактике интернет-угроз. Примером работы могут служить мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина» по теме «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».

Преодолеть негативное влияние Интернета можно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих учащихся. Они должны осознавать степень уязвимости личности в сети Интернет, знать о нежелательном контенте, видах информационно-психологического воздействия и методах борьбы с ними, правилах и нормах сетевого этикета. В связи с этим в пособии приводятся советы родителям и учащимся по предотвращению интернет-угроз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.