Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Учебно-методический комплекс по обучению грамоте: результаты опытной проверки и обновленное издание (2020 г.)

Дата: 9 сентября 2020 в 13:54
Автор: Седова И. С.
1 556 просмотров

В 2020/2021 учебном году в учреждения общего среднего образования с русским языком обучения поступили новые учебные пособия «Букварь», «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», которые были доработаны автором О. И. Тириновой по результатам опытной проверки.

Познакомим педагогов с выводами экспертов и проанализируем новые учебные пособия, выпущенные в 2020 г. издательским центром Национального института образования.

Букварь – первая учебная книга, с которой начинается школьная жизнь каждого маленького гражданина страны, его путь познания окружающего мира, усвоение печатных и рукописных букв, самостоятельное чтение первых важных слов – мама, мы, мир. С момента появления первого печатного издания белорусского букваря прошло более 400-х лет. За это время он значительно изменился, но его главная роль осталась прежней: букварь – это первая ступенька на пути в огромный мир знаний.

Новый букварь автора О. И. Тириновой – достойное продолжение традиций белорусской букваристики. Путевку в жизнь букварь получил благодаря участию в конкурсе на создание учебных пособий для учреждений общего среднего образования. Создать учебник нового поколения, содержание которого будет иметь высокий научно-методический уровень и при этом отвечать вызовам социальной и экономической жизни, непросто. На конечный результат влияют многие факторы: компетентность автора в отношении создания учебной книги, организация научно-педагогической экспертизы и рецензирования материалов авторской рукописи, профессионализм издательского коллектива, принявшего на себя ответственность за выпуск учебной книги. Все, кто был причастен к подготовке и выпуску нового букваря, стремились к тому, чтобы на вопрос «С чего начинается Родина?» можно было с достоинством ответить «С картинки в моем букваре».

Качество учебника определяет практика: те, для кого создается учебное пособие. Национальный институт образования на протяжении многих лет проводит мониторинг качества новых учебных пособий. Не стал исключением и учебно-методический комплекс (УМК) по обучению грамоте автора О.И. Тириновой, опытная проверка которого прошла в 2017/2018 учебном году. Участниками опытной проверки стали 11 государственных учреждений образования Республики Беларусь: две гимназии (гимназия № 8 г. Витебска; гимназия № 51 г. Гомеля), семь средних школ (СШ № 2 г. Городок Витебской обл.; СШ № 40 г. Могилева; СШ № 23 г. Гродно; СШ № 25 г. Минска; СШ № 2 г. Жабинка; Красненская СШ; Боровлянская СШ) и две начальные школы (НШ № 29 г. Минска; НШ № 103 г. Минска).

Наряду с опытной проверкой в двух учреждениях образования г. Минска (гимназии № 18 и средней школе № 25) работали творческие группы учителей начальных классов, которые осуществляли педагогическую оценку учебных пособий, проводили открытые уроки с присутствием автора учебно-методического комплекса и методистов Национального института образования.

Данные, полученные в ходе опытной проверки, явились основанием для оценки качества УМК «Обучение грамоте», выраженных в следующих выводах.

Вывод первый. Новый УМК отвечает основным положениям концепции учебного предмета, соответствует содержанию и требованиям действующей учебной программы «Обучение грамоте», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (2017 г.). Все эксперты сошлись во мнении, что содержание учебных пособий отвечает современной методике обучения грамоте. В качестве положительного примера отметили включение в содержание УМК материала по внеклассному чтению.

Эксперты считают, что автор О.И. Тиринова удачно определила и представила в букваре порядок изучения букв с максимальным учетом их частотности в русской письменной речи, употребления в художественных произведениях. Это позволило предложить для чтения значительное количество разнообразных слов и текстов, доступных не только для чтения, но и понимания учащимися I класса.

Учителя высоко оценили авторскую находку для послебукварного периода обучения грамоте – представление на каждой новой странице букваря пословицы или поговорки, связанной с темой учебного занятия. Отметили удачным расположение пословиц в алфавитном порядке.

Вывод второй. Новые учебные пособия, по мнению экспертов, соответствуют нормативному определению учебных изданий данных типов – в них содержится систематизированный материал по обучению грамоте, изложенный в форме, удобной как для преподавания, так и для изучения. Эксперты считают, что букварь выступает не тольно основным носителем содержания обучения грамоте, но и моделью образовательного процесса, а также важным средством, которое обеспечивает езультативность учебной деятельности учащихся I класса. Каждое новое понятие сопровождается целым комплексом заданий: обучающих, развивающих, контролирующих, творческих.

В учебных пособиях «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» в соответствии с требованиями методики обучения письму широко представлены задания по формированию умений писать элементы букв, буквы и их соединения в словах (обводка по пунктирным линиям, запись с готового образца, самостоятельная запись); списывать с письменного и печатного образцов; составлять и записывать слова, предложения из представленных букв, слогов; дописывать слова и предложения по заданному началу.

Положительную оценку получила форма предъявления учебного материала, которая отвечает возрастным особенностям первоклассников: разнообразный иллюстративный материал (предметные и сюжетные рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы действий) выполняет как самостоятельную дидактическую функцию, так и уместно дополняет текстовый материал; в одних случаях усиливает познавательный аспект учебного материала, в других – эстетический и эмоциональный. Эксперты отметили, что большое количество иллюстраций на страницах учебных пособий является методически оправданным, обусловленным особенностями восприятия учебной информации учащимися шести-семи лет.

Вывод третий. В новых учебных пособиях учтены и в достаточной степени реализованы основные дидактические принципы: систематичности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, продуктивности, дифференциации, связи с жизнью.

Вывод четвертый. Педагоги положительно оценили особенности предъявления предметного содержания в новом учебном пособии «Букварь». Так, представленные в нем алгоритмы и способы действий (с. 20, 21 и др.), проблемно-поисковые вопросы и ситуации (с. 12, 16 и др.), задания для исследовательской деятельности (с. 9, 26 и др.), схемы-опоры для повторения и обобщения полученных знаний (с. 7, 8 и др.) помогали учащимся постигать учебный материал с максимальной долей самостоятельности под руководством учителя, приобретать личностные, предметные и метапредметные компетенции. Вся справочная и вспомогательная информация в букваре, по мнению учителей, изложена просто, понятно и привычно для современных детей шести-семи лет. Например, «домики» для букв представлены в виде клавиш клавиатуры компьютера; печатный вариант изучаемой буквы располагается на экране монитора, а ее прописной вариант – в изображенной рядом тетрадке.

Эксперты особо отметили задания в контексте педагогики сотрудничества (с. 8, 19 и др.), задания, способствующие появлению интереса к  изучению русского языка, позитивного отношения к чтению (с. 31, 33 и др.), желания самостоятельно читать (с. 37, 40 и др.), помогающие выражать свои чувства, эмоции (с. 6-7 и др.), задавать вопросы, аргументировать свои суждения (с. 81, 85 и др.). Заслужила положительную оценку педагогов тематическая связь заданий и текстов, предназначенных для работы на одном уроке, среди них: урок, содержание всех заданий которого связано с самым дорогим человеком – мамой (с. 44-45); урок о зиме (с. 72-73); урок о заботливом, ответственном отношении к домашним животным (с. 44-45) и др.

По мнению учителей, в новом букваре очень грамотно подобраны слова и предметные рисунки для введения новых звуков и обозначающих их букв. Некоторые рисунки и слова требовали дополнительных пояснений, например: атлас (с. 28), том (с. 62), юкка (с. 110) и др. Однако учителя считают, что от таких слов отказываться нельзя: благодаря им учащиеся имеют возможность расширять свой словарный запас.

В букварь целенаправленно и уместно включены разнообразные условно-графические обозначения: схемы-опоры для дифференциации устной и письменной речи (с. 5), кружки разных цветов для обозначения звуков речи (с. 20 и др.), схемы слого-звукового состава слов (с. 22-25 и др.), схемы предложений (с. 8, 9 и др.) и др.

Еще одна удачная авторская находка – герои букваря: Читайка, его помощница; Нечитайкин, которому нужна помощь учащихся; добрые волшебники Тим и Том.

Вывод пятый. Букварь О.И. Тириновой – современное средство обучения, с помощью которого можно успешно формировать первичные навыков чтения и развивать положительные личностные качества учащихся. Все эксперты подчеркнули, что включенные в букварь новые приемы обучения чтению слога («Улитка», «Ракета» и др.) обеспечили овладение учащимися элементарной техникой чтения в кратчайшие сроки. Многие эксперты в своих заключениях выразили слова благодарности за придуманные автором схемы-опоры.

По мнению учителей, в содержании букваря систематично и последовательно (в соответствии с психологическими особенностями усвоения действия чтения и выбранным методом обучения) представлен учебный материал для обучения слитному чтению слога и слова (мы, на); выдержан принцип постепенного возрастания трудности изучаемого материала. Для отработки навыка позиционного чтения широко предлагается действие «словоизменение»: слова с одинаковыми согласными, но разными гласными (мал – мыл – мил). В словах сложной графической структуры цветом, черточками, дугами выделены отдельные буквы (с. 103, 125, 131), слоги (с. 43, 44, 55). Все вышеперечисленное помогало учащимся быстро ориентироваться в графической структуре слова, видеть единицы чтения, овладевать техникой чтения.

Важно, что первое слово, которое дети должны прочитать в букваре, простое, понятное, привычное и очень родное – мама; его смогли прочитать все учащиеся, что обеспечило ситуацию успеха и мотивацию к чтению других слов и предложений. Учителя отметили, что в содержании букваря для обучения чтению слогов и слов представлены такие приемы, как «наращивание» букв, например: мы – мыл — мыло (с. 47); ил – лил – лила – лили – лилии (с. 49); чтение по аналогии (с. 48, 54 и др.). По мнению учителей, слова сложной графической структуры желательно разделить на слоги: рисунок (с. 68); заботливы (с. 89); загрустила (с. 105) и др.

О результативности букваря свидетельствуют итоги проведенной в конце учебного года проверки навыка чтения учащихся. В экспертных заключениях педагоги привели примеры замеров навыка чтения учащихся в начале учебного года и в конце. Результаты впечатляют. Так, в начале года читали (в среднем) целыми словами 13 % учащихся, по слогам – 46 %, не умели читать – 39 % учащихся. На конец учебного года все дети читали, скорость их чтения колебалась от 20 до 102 слов.

Вывод шестой. Результаты, достигнутые с помощью букваря О.И. Тириновой, станут основополагающими для всего последующего обучения детей в школе, предопределят их дальнейшее духовно-нравственное, этическое, эстетическое и интеллектуальное развитие. В связи с этим, как отмечают эксперты, уместен и очень удачен включенный в букварь материал (рисунки, тексты) различной тематики: о Беларуси, Родине (с. 75, 117, 135, 136, 137, 144, 147 и др.), семье и взаимоотношениях в ней (с. 9, 14, 43, 44, 56, 109, 120); любви и уважении к младшим и старшим членам семьи, родителям (с. 6, 84-85, 88-89, 108-109, 128, 160-161), книгах и чтении (с. 52, 107, 149), истории создания книг, белорусских просветителях Франциске Скорине и Евфросинии Полоцкой (с. 4, 155-157), школе (с. 68-69, 81, 148), труде (с. 32, 49, 72, 83, 112-113, 174-175), дружбе (с. 56, 65, 76, 77, 79, 105, 152-153, 172), правилах дорожного движения (с. 131, 139), службе в армии и защите Родины (с. 151), здоровом образе жизни (с. 46-47, 101, 106, 127), окружающем мире (с. 38, 125, 143, 145), животных Беларуси и отношении к ним (с. 58-59, 92-93, 96-97, 112-113, 129).

Педагоги положительно оценили язык изложения учебного материала в букваре: он отвечает нормам литературного языка, при этом прост и доступен для восприятия, чтения и осмысления учащимися I класса. Особенно был отмечен материал послебукварного периода, который представлен адаптированными для прочтения и восприятия учащимися текстами современных детских писателей и классиков литературы. Не остались без внимания и авторские тексты букваря. Участники опытной проверки высоко оценили небольшие по объему, но емкие с точки зрения обучения и воспитания тексты (с. 42-53), составленные автором с опорой на ограниченное количество изученных учащимися букв.

Вывод седьмой. Эксперты отметили, что для активизации познавательной деятельности учащихся удачно использован занимательный материал: задания на составление связного рассказа по кадрам диафильма (с. 16, 29, 36), ребусы (с. 33, 37, 41), загадки (с. 66, 70, 87 и др.), дидактические игры «Найди лишнее слово» (с. 21), «Вратарь» (с. 23), «Найди домик» (с. 34), «Найди пары», «Цепочка слов» (с. 26), «Каравай» (с. 104) и др. По мнению экспертов, в учебное пособие включено необходимое и достаточное количество игровых упражнений, которые помогают не только постигать лингвистические явления, но и снимать физическое и эмоциональное напряжение учащихся.

Благодаря заданиям по самооценке (линеечкам) в прописях у учащихся формировалось адекватное отношение к собственной деятельности, вырабатывалась привычка проверять и контролировать результаты своего труда.

Отличительной особенностью учебных изданий «Пропись 1», «Пропись 2» автора О.И. Тириновой, на которую обратили внимание эксперты, является расположенный в конце каждой рабочей строки образец написания изучаемой буквы или ее элементов, что существенно облегчало письмо для леворуких учащихся.

Вывод восьмой. Анализ соответствия объема учебного материала временным рамкам урока показал, что в большинстве случаев он соответствовал времени, отведенному для его изучения на уроке, при этом учитель имел возможность построить урок обучения грамоте применительно к уровню учащихся своего класса. Ряд экспертов указали, что для выполнения отдельных заданий нужно дополнительное время. Это в основном касалось уроков, в состав которых входил этап внеклассного чтения. Учащимся требовалось больше времени для знакомства с новыми книгами.

Объем учебного материала прописей полностью соответсвует временным нормам урока письма в I классе.

Вывод девятый. Эксперты считают, что аппарат ориентировки чрезвычайно важен для успешной работы с любой учебной книгой. В новом букваре он создан оптимально: представлен девятью знаками-символами, которые во время проведения уроков обеспечивали быстрый поиск нужного материала на страницах пособия, определение вида и способа деятельности с ним, содействовали формированию у учащихся общеучебного умения работать с книгой. Положительную оценку со стороны экспертов получили рубрики «Работа в группе» (с. 8, 19 и др.), «Работа в паре» (с. 55 и др.), которые помогали организовать на уроке учебное взаимодействие учащихся, формировать коммуникативную компетентность.

Педагоги отметили качество оформление обложки, форзацев учебного пособия; цветовую гамму и качество предметных и сюжетных рисунков; многообразие шрифтов, удачное расположение учебного материала на страницах. Форзацы букваря содержат необходимый учебный материал: таблицы слогов и слов для отработки техники чтения. Благодаря им, как отметили учителя, можно было разнообразить формы работы на уроке, не привлекая дополнительных пособий.

Вывод десятый. Результаты анкетирования учителей начальных классов учреждений образования г. Минска и всех областных центров подтверждают выводы о качестве УМК автора О.И. Тириновой. Педагоги дали высокую оценку букварю, благодаря которому работа по формированию первоначального навыка чтения и развитию речи учащихся была очень эффективной. Подавляющее большинство учителей (91 %) утверждают, что при организации работы с букварем не существовало проблемы перегрузки учащихся. Учителя отметили, что уроки обучения грамоте учащимся нравились, они охотно работали, проявляли интерес, активность и любознательность.

В анкетах и экспертных заключениях на учебное пособие «Букварь» автора О.И. Тириновой зафиксированны эмоциальные высказывания педагогов: «Чудесное пособие! Я в восторге!», «Спасибо!», «Родителям моих учащихся новый букварь очень понравился», «Было очень приятно работать», «Желаем автору дальнейших творческих успехов!», «Это лучший букварь, с которым мне пришлось работать за 28 лет педагогической деятельности».

Таким образом, в результате опытной проверки педагогами учреждений общего среднего образования с русским языком обучения была дана высокая оценка новым учебным пособиям по обучению грамоте. Рекомендации по совершенствованию качества учебных пособий переданы автору для подготовки УМК к переизданию.

Характеристика обновленного УМК по обучению грамоте.

В 2020 году после окончания срока фондирования учебные пособия «Букварь», «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо» были переизданы. С учетом их положительной оценки основное содержание учебных пособий сохранено, поэтому использование в образовательном процессе учебно-методических пособий «Обучение чтению в 1 классе» (в 2-х частях), «Обучение письму в 1 классе» возможно в полном объеме.

Доработка учебных пособий опиралась на пожелания, полученные от учителей в ходе опытной проверки. Переработка коснулась части иллюстративного и текстового материалов. Так, внесены изменения в отдельные рисунки (с. 4, 6, 20 и др.), уточнены некоторые схемы (с. 8, 9 и др.). Для облегчения чтения слов сложной графической структуры красным цветом выделены буквы гласных звуков (с. 139, 141, 157); черточками выделены единицы чтения (с. 64, 68, 99 и др.). Сокращен учебный материал на с. 25 и др. Добавлено новое задание по составлению предложения с опорой на рисунки и схемы (с. 8).

В учебном пособии «Пропись 1» увеличено количество страниц, что позволило в конце тетради добавить дополнительные свободные рабочие строки, которые будут использоваться для тренировки навыка письма учащихся. На с. 10, 11 в начале каждой рабочей строки добавлены графические рисунки «зайчик», «рыбка», «ежик», «котик» и др., которые помогут учащимся в ориентировке на странице прописи: «Найдите строку с зайчиком и пропиши элемент» и т.д. Добавлены пунктирные образцы букв между флажком и началом буквы (с. 20 и др.). Уроки письма букв З, з перенесены из учебного пособия «Пропись 2».

В учебных пособиях «Пропись 1» и «Пропись 2» красным цветом выделены точки соединений букв (в образцах и первом пунктире). По просьбе учителей увеличено количество слов и предложений, которые предлагаются для списывания с печатного образца. После флажков добавлены пунктирные образцы букв (с. 38 и др.).

На внутренней обложке учебных пособиях «Пропись 2» и «Письмо» размещены образцы соединений букв (нижнего, среднего и верхнего).

Все эти изменения бесспорно улучшили качество учебных пособий по чтению и письму.

Состав обновленного УМК по учебному предмету «Обучение грамоте» кроме букваря и прописей включает следующие компоненты:

  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Дидактический материал: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Национальный институт образования, 2018; Аверсэв, 2019.
  • Тиринова, О.И. Рабочая тетрадь к букварю: пособие для учащихся 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2019.
  • Внеклассное чтение. 1 класс : пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / составитель О.И. Тиринова. – М. : АСТ ; Минск : Аверсэв, 2019.
  • Моя первая книга для чтения после букваря / составитель О.И. Тиринова. – М. : АСТ ; Минск : Аверсэв, 2017.
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Дидактические и диагностические материалы / О.И. Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2018. (Компетентностный подход).
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте : Тематический контроль. Контрольное списывание. Проверка навыка чтения. 1 класс / О.И. Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2013. (Контрольно-измерительные материалы).
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Тетрадь для проверочных работ / О.И. Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2019.
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте (письмо). Интерактивная демонстрация образцов написания букв и их соединений по новому учебно-методическому комплексу / Методическая разработка О.И. Тиринова, художник-аниматор П.Н. Потоцкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2018. – № 5–12; 2019. – № 1–4  (Электронное приложение).

Интерактивная демонстрация образцов написания букв и их соединений обеспечивает визуализацию написания всех заглавных и строчных букв в виде анимационных роликов с различным режимом управления (целостное написание буквы или ее письмо по элементам).

Таким образом, учебный предмет «Обучение грамоте» имеет полное учебно-методическое обеспечение для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Основные и дополнительные компоненты УМК обеспечивают эффективность организации образовательного процесса. Каждый из компонентов вносит свою лепту в процесс обучения грамоте.

Начался новый учебный год. Впереди у пособий УМК О.И. Тириновой новые встречи с другими учителями, учащимися, теми, кто будет с ним работать в последующие годы. Думается, что и для новых первоклассников эти учебные пособия станут надежными помощниками в деле достижения высоких учебных результатов, послужат основой для воспитания лучших качеств личности.

Л. А. Одновол,
методист высшей категории
отдела методического обеспечения
начального образования НИО

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.